III. О ТОМ, КАК ОТНОСИТЬСЯ К ЗАБЛУЖДАЮЩИМСЯ



Вели ты так счастлив, что всегда говоришь только то, что есть на самом деле, отвергаешь то, что ложно, сомневаешься только в том, что сомнительно, желаешь только добра и пользы, то ты не будешь негодовать на злых и безрассудных людей.
- Да ведь они воры и мошенники! - говоришь ты.
- А что такое вор и мошенник? Ведь это человек порочный и эаблудший. А такого человека жалеть надо. Если ты можешь, то Убеди его в том, что для него самого нехорошо так жить, как он живет, и он перестанет делать зло. А если он еще не понимает этого, то неудивительно, что он скверно живет.
Пожалей же этих несчастных и старайся, чтобы их заблуждения не обозляли тебя. Вспомни, как часто ты сам заблуждался и согрешал.
Пойми хорошенько и постоянно помни, что человек всегда поступает так, как ему кажется лучше для себя. Если это на самом деле лучше для него, то он прав; если же он ошибается то ему же хуже, потому что за всяким заблуждением непременно следует и страдание.
Если ты будешь постоянно помнить это, то ты ни на кого не станешь ни сердиться, ни возмущаться, никого не будешь ни попрекать, ни бранить и ни с кем не будешь враждовать.
Когда ты видишь, что человек заблуждается,- не гневайся на него: пойми, что нельзя нарочно заблуждаться. Никто не может хотеть, чтобы рассудок его затемнялся. Значит, кто заблуждается, тот искренно принимает ложь за истину.
Но бывает и так, что люди не заблуждаются, а нарочно не принимают истины даже и тогда, когда она раскрыта перед ними до полной очевидности. Они не принимают ее не потому, что не могут понять ее, а потому, что она обличает их злые дела, отнимает у них оправдание своих пороков, и, значит, потому они не принимают истины. Эти люди также заслуживают не гнева, а сострадания, ибо их совесть, так сказать, больна. И я всегда удивляюсь, как эти люди боятся болезней и смерти, всячески стараются избежать их, а нисколько не беспокоятся о болезнях совести и духовной смерти своей. А духовная смерть неминуемо наступает для всякого человека, когда он не дорожит своею совестью.


далее: IV. О ТОМ, КАК УБЕЖДАТЬ ДРУГИХ >>
назад: II. НЕ ТОРОПИСЬ ПОУЧАТЬ ЛЮДЕЙ <<

Эпиктет. В чем наше благо?
   КНИЖКА ПЕРВАЯ.
   I. К ДРУГУ, ВЕРНУВШЕМУСЯ К РАЗВРАТНОЙ ЖИЗНИ
   II. ОБРАЩЕНИЕ К МАЛОДУШНОМУ ДРУГУ
   IV. НЕЛЬЗЯ ОДНОВРЕМЕННО ЖИТЬ И ДОБРОДЕТЕЛЬНО И РАСПУТНО
   V. ДОБРОДЕТЕЛЬ НЕ УБЫТОЧНА
   VII. КТО ЖИВЕТ РАЗУМНО, ТОТ СВОБОДЕН ОТ МИРСКИХ ВОЛНЕНИЙ И ЗНАЕТ, В ЧЕМ БЛАГО
   VIII. ДЛЯ РАЗУМНОГО ЧЕЛОВЕКА НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ЗАТРУДНЕНИЙ ВО ВНЕШНИХ ДЕЛАХ
   IX. РАЗУМНЫЙ ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕМ МОЖЕТ НАЙТИ СЕБЕ ПОЛЬЗУ
   X. РОПТАТЬ НЕРАЗУМНО
   I. НЕ ПОЛАГАЙ СВОЕГО СЧАСТЬЯ В ТОМ, ЧТО НЕ В ТВОЕЙ ВЛАСТИ
   IV. РАЗУМНЫЙ ЧЕЛОВЕК НЕ СТАНЕТ ОГОРЧАТЬСЯ ЛЮДСКОЙ МОЛВОЙ И НЕ БУДЕТ ЗАВИДОВАТЬ ЛЮДЯМ
   V. О ПЕРЕНЕСЕНИИ ОБИД
   VI. О ТОМ, ЧТО МЫ МОЖЕМ И ЧЕГО НЕ МОЖЕМ ДЕЛАТЬ
   I. ДОЛЖНО НЕУСТАННО НАБЛЮДАТЬ ЗА СОБОЮ
   II. НЕ СУДИ ДРУГИХ И НЕ БУДЬ САМОУВЕРЕН
   IV. О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ ИСТИННАЯ СВОБОДА
   II. НЕ ТОРОПИСЬ ПОУЧАТЬ ЛЮДЕЙ
   III. О ТОМ, КАК ОТНОСИТЬСЯ К ЗАБЛУЖДАЮЩИМСЯ
   IV. О ТОМ, КАК УБЕЖДАТЬ ДРУГИХ
   V. О ПОГОНЕ ЗА МИРСКИМИ БЛАГАМИ
   VI. О МЕРЕ ДОБРА И ЗЛА
   VIII. О ТОМ, ЧТО ДОРОГО В ЧЕЛОВЕКЕ
   IX. ОБ ОТНОШЕНИЯХ ЧЕЛОВЕКА К БОГУ